Викторины как особый вид внеклассных занятий сочетают в себе все особенности различных форм внеклассной работы. Они обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности учеников. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.
Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения. Викторина – это творческие и интеллектуальные игры, конкурсы. Они, в свою очередь выступают как средство развития и коррекции личности младших школьников. Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании).
16 февраля в школе состоялась познавательная игра-викторина «В мире интересного» для 2-4 классы. Так же на игру были приглашены родители (в качестве зрителей) и члены жюри из МО «Педагогов сопровождения» (Харитонова С.В., Ифрим Л.М., Дозморова Г.И.).
Организаторы и ведущие мероприятия: Алёна Сергеевна Дорофеева и Оксана Сергеевна Каспирович.
Основной целью игры являлось: развитие интеллектуальных способностей, выявление лидеров – эрудитов, формирование познавательной активности у учащихся, расширение кругозора.
Задачи, которые ставились перед нами:
- развивать коллективные навыки в игре, творческие способности, воображение;
- развивать четкое произношение, дикцию, интонацию, выразительные средства общения;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- развивать воображение и фантазию;
- развивать творческое мышление;
- развивать чувство собственного тела, его пластичности;
- развивать технику чтения;
- развивать память, логическое мышление;
- развивать тактильную память, способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам;
- развивать тактильную чувствительность;
- учить ребенка находить слова для определения своих ощущений;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность друг к другу.
В начале игры детям предлагалось поделиться на 2 команды, выбрать капитанов и придумать названия.
Команда № 1 «Спецназ», капитан – Кульчицкий Е. ученик 4 класса.
Команда № 2 «Звезда», капитан – Фёдоров А. ученик 4 класса.
В игре участвовало всего 7 учеников.
Команда «Спецназ»: Кузнецова Т. – 3 кл., Антонов В. – 3 кл., Калинин А. –4 кл., Кульчицкий Е. – 4 кл.
Команда «Звезда»: Фёдоров А. – 4кл., Нечай М. – 4 кл., Алимов Г. – 4 кл.
Игра была рассчитана на 60 мин, включала в себя два раунда между которыми была проведена физминутка. На каждое задание отводилось не более 3-4 мин.
Всего было запланировано 15 игровых конкурсов, но в ходе мероприятия были внесены корректировки и количество заданий сократилось до 10-ти.
Все задания были подобраны с учетом возраста и интеллектуальных способностей детей данной категории. Многие из представленных заданий входят в наши коррекционные занятия, поэтому материал был знаком детям, и они с удовольствием работали с ним.
В ходе игры-викторины удалось реализовать все поставленные задачи.
По итогам игры жюри определило команду – победителя «Спецназ». Всем участникам были вручены грамоты и призы, команде-победителю за победу и приз-мяч-глобус, другой команде грамота за участие и утешительные сладкие призы.
Игра прошла очень весело и увлекательно дети и их родители остались довольны.
Дорофеева Алёна Сергеевна, Каспирович Оксана Сергеевна |